окрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль

Исповедание грехов

По совершении греха обращающийся к покаянию заслуживает не скорби, а блаженств в сонме праведных. Говори ты первый грехи твои, чтобы оправдаться. А если, сделав грех, не стыдится, то достоин сожаления, и не столько потому, что пал, сколько потому, что, упав, лежит. А если худо отсутствие покаяния в грехе, то какого наказания заслуживает превозношение грехами? Если превозносящийся добрыми делами нечист, то делающий это с грехами как может получить прощение? Иоанн Златоуст, Фрагменты.

Скорбящие утешатся

Следовательно, избегай смеха как заблуждения, и смени временную радость на скорбь, так как станешь блаженным. Потому что скорбящие о Боге блаженны, и они утешатся. Деандр Севильский, О подготовке окрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль монахинь.

Вечное Царство — через нищету жизни

Не любите, умоляет Иаков, обогащения и не радуйтесь веку сему, но вспоминайте о соделанных вами непотребствах и стремитесь скорее через нищету этой краткой жизни и преходящую печаль достичь небесной радости вечного царства, нежели через радость преходящего богатства, приобретенного неправедным трудом, оказаться лишенным вечного, заплатить за это богатство плачем и мучениями. Беда Достопочтенный, О семи Кафолических посланиях.

4:10 Смиритесь пред Господом, и вознесет вас Гордыня - высшее из всех зол.

Противоположное же гордыне - смирение - является великим благом. И когда каждое из них, то есть благо или зло, добровольно и свободно совершается, всякий, кто из кичливости возносит себя, смиряется окрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль в свое время противодействующим гордым Богом. Когда же возвышается достохвально, то смиряет себя [со всею] скромностью и подвигами смирения возводится на высоту [славы]. Дидим Слепец, Краткое изложение.

Блаженны смиряющиеся пред Богом, ибо говорит Иаков: Смиритесь пред Господом, и вознесет вас. Всякий раз, когда мы вот так смиряемся, даже если против нас злоумышляют бесы или же на нас нападают люди, ненавидящие добродетель, мы имеем Бога, спасающего нас, если мы только не забываем Его закона и не хулим [Его] в наших скорбях. Исихий Иерусалимский, Фрагменты.

4:11-17 ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ОТ ЗЛОСЛОВИЯ И ТЩЕСЛАВИЯ

11 Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата окрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. 12 Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого? 13 Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; И вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. 15 Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», - 16 вы, по своей надменности, тщеславитесь окрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль: всякое такое тщеславие есть зло. 17 Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.

Обзор: Смиренные люди не в состоянии судить других: они осознают, что сами подвержены суду Бога, и заботятся об исправлении себя, а не о суде над другими. Многие осуждают других, не видя, что сами от них не отличаются (Кирилл Александрийский). Гордый легко вредит близким (Экумений), и судит их, не имея на то права (Иоанн Кассиан). Клевещущий на брата отпадает от закона любви (Максим Исповедник). Один только Бог - истинный судья и спаситель (Иларий Арльский, Феофилакт Охридский). Стремящиеся к власти и богатству призывают на себя окрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль карающий огонь Господа (Кирилл Александрийский). Достижения следует приписывать не только нашим усилиям, но и благости Бога (Экумений). Жизнь и здоровье ничтожны без человеколюбия Господа (Августин Иппонский, Экумений, Иоанн Златоуст). Греховен тот, кто не совершает добро, зная о нем (Августин Иппонский, Экумений).



4:11 Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья

Страстность порождает высокомерие

Все, что дается с трудом, лишает наши мысли страстности — порождающего высокомерие начала. Некоторым, между тем, следует рассматривать самих себя и жить в соответствии с Богом. Они не делают этого, хлопоча окрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль о другом. И если видят кого-то слабого, начинают его порицать и злословить, словно бы забыв о собственных немощах. Осуждают, не видя, что и сами поражены точно так же, как и те, на кого клевещут, осуждают [при этом] самих себя. Именно об этом пишет и мудрейший Павел: Ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя (Рим 2:1). Кирилл Александрийский, Фрагменты.

Гордость — от презрения

Иаков знал, как гордость, происходящая из презрения и злословия против ближних, поспешно подвигает тех, кто преисполнен ею, к совершенному уничтожению близких. От этого он их и отводит. Экумений, Комментарий на Кафолическое Послание Иакова.

Мы становимся судьями

Думая окрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль, что Господь заповедал невозможное или несообразное, мы, по апостолу, становимся не исполнителями, а судьями закона. Иоанн Кассиан, Собеседования.

Отпадение от любви

Христа Если кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон, закон же Христов есть любовь, то клеветник не отпадет ли от любви Христовой, и не делается ли сам себе виною муки вечной? Максим Исповедник, О любви.

4:12 Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?

Один законодатель

Хотя различны законы и много авторов, то есть Моисей, Илия и Иоанн Креститель, однако закон един, и един Законодатель - Бог. Иларий Арльский окрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль, Трактат на семь Кафолических посланий57.

Неразумие осуждающего

Иаков указывает на неразумие человека, находящего радость в том, чтобы судить ближнего, и при этом забывающего о собственной слабости и шатком положении в этой преходящей жизни. Беда Достопочтенный, О семи Кафолических посланиях.

Не презирай закон

Если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона (Иак 4:11). Ибо захочет ли кто жить под властью того, кого презирает? Итак, не располагайся, говорит, уничижать и противостоять закону. Ибо это не отпустится тебе, потому что Один только законодатель Бог, могущий спасти и погубить преступника Своего закона. Феофилакт Охридский, Толкование на послание Иакова.

4:13 Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или окрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»

Одни ради торговли и связанного с ней корыстолюбия, постоянно озираясь с жадностью вокруг, совершают большие путешествия, отправляются в плавание по волнам. Другие делают доставшуюся им власть орудием [своего] стяжательства, обращенного против окружающих. Иные же набивают кошельки, прибегая к недостойным средствам и нечестиво прибавляя прибыль к прибыли. Они выливают на свои головы карающий огонь. Кирилл Александрийский, Фрагменты.

Иаков не уничтожает свободной воли, однако показывает, что не все в ее власти, но она нуждается и в вышней благодати. Ведь можно и подвизаться, и бежать, и торговать окрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль, и совершать все, [необходимое] для жизни, но приписывать это не своим трудам, а человеколюбию Бога. Экумений, Комментарий на Кафолическое Послание Иакова.

4:14 Вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий

Ничтожность здоровья

Стало быть, то, что на время этому человеку вернули телесное здоровье, означает, что этому пару дали некоторую отсрочку. Итак, не следует считать это чем-то значительным: человеческое здоровье ничтожно. Августин Иппонский, Проповеди.

Мимолетность жизни

Иаков показывает суетность и ничтожность нашей жизни и пристыжает нас, что ради этого мы проводим все время нашей жизни, и весь наш труд окрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль оканчивается повседневными бедами и исчезновением из бытия. Экумений, Комментарий на Кафолическое Послание Иаковам.

4:15 Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое»

[Апостол] не отбирает [нашу] свободу, но он показывает, что не все зависит от нас, но мы нуждаемся и в благодати свыше. Ведь необходимо, чтобы наше желание и устремление полагалось бы не только на собственные наши труды, но и на Божие человеколюбие. Как было сказано в другом месте: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1 Кор 15:10). Иоанн Златоуст, Фрагменты.

4:16 Вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло

Если же лукавы окрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль, то ясно, что они - от лукавого. Ведь не следует привлеченным к Господу через святое крещение принимать в себя посевы лукавого [сатаны]. Экумений, Комментарий на Кафолическое Послание Иаковаы.


documentaqlaajp.html
documentaqlahtx.html
documentaqlapef.html
documentaqlawon.html
documentaqlbdyv.html
Документ окрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль